Толерантность

Проект "Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи"

Доверие друг к другу

Из истории еврейского вопроса на Тамбовщине[1]

Яков Фарбер, Аркадий Фарба

 По официальным данным, приведенным в книге «История еврейского народа России» известного историка Юлия Гессена, в Тамбовской губернии в конце ХIХ века уже проживало 589 евреев. В эти годы Тамбовская губерния была одним из крупнейших регионов в России. Численность населения в ней составляла (согласно учётным данным Департамента полиции) 2 920 000 человек.

Архивные документы свидетельствует о том, что к этому времени в Тамбове была община и была синагога, да иначе и быть не могло, ведь в городе (как упоминалось выше) проживало около полутысячи евреев. В самые тяжёлые для них времена средневековой инквизиции, и в последующем страшном периоде Холокоста, даже обречённые на смерть в концлагерях евреи старались исполнять главную заповедь иудейской веры — общение с Богом.

К 1905 году, стало очевидно, что один молитвенный дом, размещённый в двухэтажном строении по улице Семинарской 42 (ныне ул. Ленинградская), не в состоянии обеспечить всех проживающих в Тамбове евреев возможностью совершать богослужения в нормальных условиях. С учётом своих финансовых возможностей, правление общины обратилось к губернатору с просьбой дать разрешение на покупку дома для второй синагоги. Такое разрешение было вскоре получено, и на пожертвования членов общины был куплен дом купца Файнберга по ул. Дворянской 12 (ныне улица Интернациональная). После капитального ремонта и реконструкции молельный дом был открыт, и по официальным архивным данным к 1908 году в Тамбове уже функционировали две синагоги. В это же время на христианском Петропавловском кладбище был отведен участок земли в 1/2 десятины (примерно 60 соток) под захоронение евреев. В последующие годы численность евреев возрастала в геометрической прогрессии.

Резкий подъём численности евреев произошёл в I мировую войну из-за переселения больших людских масс из приграничных с Россией польских воеводств и Галиции. Часть переселенцев транзитом проходила через Тамбов, направляясь дальше в восточные районы огромной страны, другая часть пыталась вернуться на Запад, в привычные места обитания и, наконец, значительная часть оседала на Тамбовщине.

Революции 1917 года и свержение монархии были встречены большинством евреев Тамбова с энтузиазмом и надеждой на приход коренных преобразований в жизни общества, на установление гражданского равноправия независимо от национальности и вероисповедания. И, действительно, в первые годы Советской власти была предоставлена всем гражданам свобода вероисповедания. Однако уже в 1923 году стоял вопрос о закрытии синагоги из-за «не целевого использования». С этого времени началась экспроприация всех принадлежавших общине помещений.

Отчаянный маневр кавалерийского корпуса генерала К. Мамонтова по тылам Красной армии в 1919 году отличался невероятной жестокостью по отношению к евреям. 22 августа наступили страшные дни для тамбовских евреев, были взяты в заложники и уничтожены 20 человек, в том числе семья раввина Вайнера.

Тяжкие испытания выпали на долю всех народов СССР в годы Отечественной войны 1941-1945 годы, и особенно страдали евреи. На оккупированной территории им грозило поголовное истребление, но и в тылу они сполна хлебнули лиха. Можно сказать с первых дней войны тысячи беженцев устремились в среднюю полосу России, в надежде на возможность обосноваться здесь на какое-то время и укрыться от лютого врага. Еврейская община Тамбова приняла самое живое участие в их судьбе. По рекомендации главы общины, тамбовские евреи брали к себе на постой семьи беженцев. Так, исполнялась главная заповедь Талмуда, которая гласит: «Все евреи в ответе друг за друга». Нельзя не отметить активное участие врачей — евреев в создании крупнейшей в СССР госпитальной сети. За умелое руководство многие специалисты были отмечены правительственными наградами.

Мы не располагаем достоверными данными о количестве членов еврейской общины Тамбова ушедших в армию и не вернувшихся с полей сражений, но знаем точно – война не пощадила никого. Сегодня в Тамбове проживают около 50 евреев инвалидов и участников Отечественной войны. К сожалению, значительная часть ветеранов уже ушла из жизни.

Тамбовчане-евреи

Тамбовчане-евреи внесли неоценимый вклад в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, промышленности, сыграли заметную, положительную роль в культуре и науке, строительстве и медицине. Их имена, безусловно, должны остаться в нашей памяти.
Ирина Иосифовна Попова. Много лет была главным стоматологом облздравотдела, и в этой должности преуспела в организации службы в Тамбовской области. При её активном участии и под её руководством была построена современная стоматологическая поликлиника, оснащённая по последнему слову техники. Яков Григорьевич Фарба, организатор и заведующий первым в области детским травматологическим отделением в областной детской больнице. Авторитет доктора, как опытного специалиста и хирурга был очень высок. Николай Леонидович Краснянский, Заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, является одним из ведущих психиатров в Тамбовской области, много лет возглавлял областной нервно-психиатрический диспансер. В течение многих лет Обком профсоюза медицинских работников возглавляла Стера Львовна Борер. Яков Иосифович Фарбер, Заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, работал главным врачом 1 и 2 горбольниц, руководил горздравотделом. По его инициативе и при непосредственном участии на территории 2 горбольницы был открыт музей истории медицины Тамбовского края, уникальное в России культурно-просветительское учреждение.

Весомый вклад в развитие науки внесли учёные Тамбовского педагогического института профессора Александр Лазаревич Хайкин, Лия Соломоновна Кауфман, Иосиф Матвеевич Виш, Израиль Яковлевич Биск, Абрам Яковлевич Киперман, Яков Наумович Циколь и другие. В институте химического машиностроения организовал кафедру физики твердого тела и успешно трудился профессор Виктор Моисеевич Финкель. Известным педагогом была заведующая учебной частью музыкальной школы №1 Любовь Львовна Борер

На протяжении многих лет главным художником города работал Семён Абрамович Гринберг, участник ВОВ. Именно ему мы обязаны восстановлением первозданного вида многим старинным зданиям, украшающим ныне наш город.

В 60-ые годы Иван Иосифович Левитан руководил строительством автодорожной магистрали Москва-Волгоград. Борис Сергеевич Ушаков после работы на «Апатитстрое» стал управляющим трестом «Тамбовхимпромстрой». Ступени его дальнейшей карьеры: зам. председателя Облисполкома, председатель Совнархоза, председатель Облисполкома, Заместитель Министра.

В течение многих лет «Сельэлектрострой» возглавлял Александр Лазаревич Ямпольский. Его деятельность в области электрификации сёл и деревень области отмечена неоднократными Государственными наградами. В послевоенные годы промышленность Тамбова переживала период бурного расцвета. Создавалось много новых предприятий химического машиностроения, приборостроения и другой направленности, большая их часть имела статус государственных предприятий. В этом процессе принимали участие несколько талантливых организаторов. После того, как они налаживали производство на том или ином заводе, их направляли на прорыв, на более тяжелые участки работ, для помощи отстающим заводам.

Илья Исаакович Даен был директором машиностроительного завода. Завод преуспевал в выполнении госплана, наладил производство бытовых холодильников. Директора перемещают на завод «Полимермаш». Такая же участь ожидала и Владимира Ильича Вайнштейна. Он успешно работал на заводе «Комсомолец» и за свои успехи удостаивался правительственных наград. Был также награждён и завод. После этого директора перемещают на завод «Полимермаш».

Семён Ильич Лившиц работал заместителем директора механического завода, а сам, став директором, наладил производство гальванического оборудования и превратил отстающее предприятие в одно из самых известных в стране. Борис Ильич Лифшиц, как говорится специалист от Бога. С самого основания работает на заводе «Электроприбор» главным инженером, и уже давно известно и в Министерстве, и местной Администрации, что крупное предприятие держится на нём.

Одним из видных руководителей общесоюзного масштаба был Соломон Симонович Фарба. В Министерстве сельского хозяйства он занимал ответственные посты в отделах птицеводства, организовывал первые бройлерные птицефабрики на периферии, в т.ч. в Тамбовской области (Инжавино). В сфере обслуживания с полной отдачей сил трудились Яков Давидович Дрябкин, Владимир Михайлович Райцин и другие.

Конечно, в приведенном выше перечне не хватает многих фамилий замечательных специалистов, которые работали на фабриках и заводах, в строительных организациях, в сфере обслуживания. Всех перечислить в этой статье просто не представляется возможным.

Сегодня Тамбовская еврейская община не только существует, но, продолжая традиции своих отцов и дедов, уверенно наращивает свою деятельность. В общинном центре регулярно проводятся молитвенные собрания по субботам, изучают Тору, работает воскресная школа, компьютерный класс, библиотека, молодёжный и семейный клубы, музыкально-литературная гостиная. Здесь находят поддержку и заботу одинокие, пожилые, инвалиды и малообеспеченные горожане.

В городе Тамбове более 5 лет функционирует Благотворительный еврейский центр «Наш дом», который оказывает постоянную помощь 380 горожанам. Только за 2006 год подопечным Благотворительного центра приобретены лекарственные препараты на сумму 61300 руб., оплачены медицинские услуги на сумму 28700 руб., приобретены 30 путёвок в санаторий на сумму 180500 руб., оказана экстренная помощь (частичная оплата операций, зубопротезирования, замена газового и сантехоборудования в квартирах) на сумму 400000руб. Горячими обедами ежедневно обеспечиваются 8 немобильных тамбовчан, продовольственными наборами ежемесячно обеспечиваются 179 семей. Подопечным оказана продуктовая помощь на сумму 407000руб. 11 патронажных работников БЕЦ «Наш дом» ухаживают за 18 немобильными одинокими горожанами. По программе «Уход на дому» оказана помощь на сумму 308500руб.

Закончить хочется словами выдающегося русского философа В.С.Соловьёва: «Если бы все евреи были настоящими иудеями, а христиане духовно возрождёнными личностями, то между ними всегда было бы полное взаимопонимание». Прекрасное высказывание мудрого человека, которое говорит о том, что люди могут не только мирно сосуществовать, но и проникаться взаимоуважением и доверием друг к другу.