Толерантность

Проект "Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи"

Чаршама сор

Лалеш – святыня езидов (Северный Ирак)

Лалеш – святыня езидов (Северный Ирак)

Чаршама сор («Красная среда») – древний праздник курдов-езидов, связанный с началом нового года. В настоящее время он сохранился у езидов, проживающих на исторической территории Курдистана, но практически забыт на постсоветском пространстве. Празднуется в среду первой недели весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю) по восточному календарю.

Согласно священным текстам езидов, Бог каждый год садится на трон и созывает к себе ангелов во главе с Малак Тавус (Ангелом Павлином). Он выбирает одного из них и посылает на землю, чтобы тот управлял миром в течение года. С этими представлениями и связано празднование Чаршама сор. Езиды говорят, что ангел в эти дни сходит на землю и наряжает ее цветами и зеленью.

День праздника для езидов является священным. Накануне праздника в каждом доме готовятся яства, а в ночь под Новый год и с наступлением дня пища благословляется. В священных текстах езидов говорится, что месяц нисан является невестой года, поэтому в этом месяце строго запрещается играть свадьбу.

По поверью езидов, к апрелю месяцу земля должна быть вспахана крестьянами и подготовлена к посеву. В это же время езиды поминают своих усопших. Накануне они выпекают особые куличи (клоч) и раздают их нуждающимся или соседям, а наутро с фруктами и яствами направляются к могилам усопших. Молодежь идет в поле собирать апрельские красные цветы и, связывая их в пучок, развешивает над входной дверью в знак освящения жителей этого дома.

Наутро все дома красиво украшены, а хозяйка подносит к столу выкрашенные в красный, желтый и зеленый цвета яйца, символизирующие жизнь и многоцветность мира. В этот же день крестьяне выходят в поле и рассыпают в посевах разноцветную скорлупу яиц, чтобы в этот год земля дала богатый урожай.

Особенной торжественностью отличается празднование начала года в Лалеше – главном священном храме езидов, расположенном в Северном Ираке, в 60 км от г.Мосул. Этот храм, где расположены священные источники, связан с важнейшими событиями истории езидов и является местом их паломничества (совершается в октябре). Во время Чаршама сор в Лалеше священнослужители читают молитвы и священные гимны, а к вечеру зажигают масляные лампы. На стенах Лалеша и окрестных постройках в этот праздник по всей долине ночью горят масляные лампы, что придает горной долине изумительно красивый вид.

Езиды постсоветского пространства (Армении, Грузии, России) не отмечают Чаршама сор, но отмечают в марте другой праздник – Клоч, – истоки которого восходят к Чаршама сор. В этот день в каждой семье хозяйка выпекает кулич (клоч), в который помещает бусинку или монету. На следующее утро все члены семьи собираются вокруг кулича. Глава семьи, после упоминания имени Бога, разрезает его. Сначала ножом проводят посередине пирога (это называется «борозда плуга»); затем одну сторону делят на куски, каждый из которых приносят в дар ангелам и святым. Другую половину разрезают на части по количеству членов семьи, называя их имена. По преданию, в чьей доле окажется бусинка или монета, тот будет в этом году благословлен Богом.

eto-interesno-vesna

Езидизм – особая религия, окончательно оформившаяся к XII веку и распространенная среди курдов с давних времен.

Этнически езиды принадлежат к курдам, но отличаются от них религиозными верованиями, которые накладывают отпечаток на многие обычаи, традиции поведения и мировоззрение езидов.

Из-за долгих гонений и иных причин религия езидов носит достаточно закрытый характер. Обращение в езидизм невозможно – езидом можно только родиться. При этом езидами считаются лишь те, у кого и отец, и мать исповедуют эту веру. Полагают, что в современном мире примерно 1,0–1,1 млн езидов.

Поклонение солнцу и огню, а также некоторые другие особенности верований дают основание говорить о восприятии и переосмыслении езидами некоторых элементов зороастризма – древней веры иранских огнепоклонников. Прослеживаются в езидизме и некоторые черты исламского влияния. Однако езидизм – не зороастризм и не отдельная секта ислама, а вполне самостоятельная религия.

Езиды почитают единого Бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади.

Малак Тавус – главный из семи созданных Богом ангелов, обычно изображается в виде павлина. У езидов он олицетворяет собой одновременно Добро и Зло. Езиды считают, что Таус-Малак за своеволие был отвергнут богом, но верят в грядущее прощение ангела-павлина.

Шейх Ади – основатель езидизма, живший в XII веке, считается у езидов святой и божественной фигурой. Езиды верят, что он был воплощением Малак Тавуса, посланным к избранному народу. Его мавзолей находится в Лалеше.

Религиозные предписания езидов запрещают принимать некоторые виды пищи (рыбу, мясо петуха, капусту, тыкву, салат), носить одежду синего цвета (она считается траурной) и т.д. Однако сейчас эти запреты соблюдаются уже редко.

Духовная и светская власть у курдов–езидов была сосредоточена в руках шейхов – наследственных глав племен, которые пользовались огромным авторитетом и влиянием на соплеменников.

%d такие блоггеры, как: