Толерантность

Проект "Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи"

Международный день цыган

cyganeМеждународный день цыган учрежден на Конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года и собрал представителей 30 стран. На нем был принят национальный цыганский флаг (романо стяго), разделенный на два поля – синее (верх) и зеленое (низ), символизирующие небо и землю. В центре флага находится красная чакра (колесо), символизирующая индоарийское происхождение цыганского народа (аналогичная чакра имеется на флаге Индии) и кочевой образ жизни. Красный цвет колеса служит напоминанием о геноциде цыган во время Второй мировой войны.

Само название цыган (точнее, некоторой их части) – «рома» (если переводить буквально – «мужья, супруги»). «Ромалэ» («ромалы») – это слово «рома» в звательном падеже.

Цыгане делятся на целый ряд групп, между которыми существуют различия в обычаях, традициях, образе жизни. Русские цыгане (русская рома или халадытка рома, от цыганского слова «халадэ» – «солдаты») являются потомками цыган синти, пришедших из Германии через Польшу и из Швеции на рубеже XVII–XVIII веков. Современный язык этих цыган отличается большим количеством русских заимствований. Кроме того, с момента появления на территории России они стали носить русскую одежду и петь русские песни.

Русская рома делится на ряд региональных групп, названия которых происходят от русского наименования местности. По вероисповеданию цыгане этой группы, в основном, православные.

На территории Тамбовской области по данным переписи 2010 года проживало примерно 4100 цыган (0,38% населения; 4-я по численности этническая группа после русских, украинцев, армян).

Надо учитывать, что эта цифра подвержена колебаниям: образ жизни значительной части цыган таков, что прожив в течение ряда лет (нередко более десяти) на одном месте, их семьи затем снимаются и группами переселяются на новое место.

В местах поселения цыгане обычно обосновываются рядом друг с другом, компактными группами. В Тамбовском районе, например, такими населенными пунктами являются села Калиничи и Кузьмино-Гать.

Цыганский этнос внес заметный вклад в культуру России. Цыганская песня стала родоначальницей русского романса, который представляет собой самобытное явление в мировой культуре. Цыганские хоры стали неотъемлемой частью культуры русского зарубежья. Образ цыган, кочующего табора в русской литературе является символом свободы и независимости.

eto-interesno-vesna

Большинство цыган мира (по разным оценкам, до двух третей) говорят на языках стран проживания. Почти все остальные говорят на различных диалектах цыганского языка («романы чиб»).

Основной лексический состав цыганского языка состоит из санскритических, персидских и греческих корней, что отображает процесс формирования цыган как отдельного народа. Язык каждой из этнических групп цыган также отображает историю данной этногруппы.

Например, в языке русских цыган можно увидеть слова немецкого, польского и русского происхождения. Многие слова, употребляющиеся в разговорной речи, цыганского происхождения. Так слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ» (цыгане не «акают») и значение «деньги». Особый жанр русской бытовой музыки – цыганский романс. Он сформировался на основе городской песенно-романсовой традиции конца XVIII – начала XIX века под влиянием практики отдельных исполнителей-цыган и цыганских хоров.

Основой цыганского романса послужила русская песенная традиция, называемая «российской песней» (профессионально аранжированная и стилизованная композиция на основе народной мелодии, стилизация).

Так, цыганская певица С.С. Солдатова («Стеша»), широко известная в Москве в 1810-20-е годы, исполняла наряду с русскими «российские песни»: «Стонет сизый голубочек», «Прежестокая судьбина», «Милая вечор сидела», «Пчёлка». Вместе с тем, сама «российская песня» трансформировалась в исполнении цыганских хоров. При усложнении и обогащении манеры и стиля исполнения упрощалась структура песни и ее текст. В цыганской интерпретации «российская песня» включала в себя импровизационность и распевность текста, при котором на один его слог приходится четыре и больше звуков мелодии. Песня стала исполняться в сопровождении гитары. Вводился обязательный хоровой припев-рефрен.

%d такие блоггеры, как: